BDSMPEOPLE.CLUB

Бьет - значит любит? или Психологические корни БДСМ

Бьет - значит любит? или Психологические корни БДСМ
В психоаналитическом подходе садомазохизм рассматривается как фиксация на ранних бессознательных стадиях развития ребенка. Фрейд создал основы для понимания глубинных бессознательных побуждений.

В традиции гуманистической психологии феномен садомазохизма (БДСМ) можно рассматривать как внутренний конфликт возникающий вокруг человеческого переживания свободы. Вся жизнь человека ставит его перед необходимостью делать выборы, а это, в свою очередь, связано с ответственностью. Зрелая личность характеризуется спонтанностью, целостностью, креативностью, стремлением к жизни в противовес к смерти, а также осознанностью, способностью брать на себя ответственность за свою жизнь и за свои жизненные выборы. Выдающися экзистенциальный психолог Ролло Мэй говорит о том, что наше сознание находится в состоянии постоянных колебаний между двумя крайними точками: активного субъекта и пассивного объекта. Это создает потенциальную возможность выбора. Свобода заключается не в способности быть все время активным субъектом, а в способности выбирать либо один, либо другой вид бытия. Это способность переживать себя либо в одном, либо в другом качестве и диалектически двигаться от одного к другому. Пространство свободы – это дистанция между состояниями субъекта и объекта, это некоторая пустота, которую нужно наполнить. Свободный человек - человек, который все время движется к развитию и изменению, связанными с ростом осознанности и расширением его человеческих возможностей. Безусловно, на этом пути личность сталкивается с неопределенностью бытия, которая порождает тревогу. Кроме того, в этом движении возникает необходимость адаптации к изменениям. Формы этой адаптации могут быть конструктивными (поддерживающими самоактуализацию человека и связь с другими людьми через уважение и сотрудничество) и деструктивными, т.е. препятствующими свободному бытию личности и толкающими к жесткой авторитарности или тотальному подчинению, отказу от себя как уникальной свободной индивидуальности.

Эрих Фромм считает "свободу для" основополагающим условием роста и развития человека. Однако свобода и уникальный дар, и нелегкое бремя. В этом контексте мазохистическая тенденция является, с одной стороны, бегством от свободы как застреванием на полюсе пассивного объекта. И, с другой стороны, садистическая тенденция- разрушительным бунтом и тоталитаризмом как застревание на полюсе активного субъекта. Первая позиция позволяет невротически избегать ответственности и деструктивно для личности снижать высокий уровень тревоги, попутно реализуя внутренний конфликт, связанный с ощущением вины за присущую каждому человеку потребность к свободе и самоопределению. Мазохист для усиления своего "Я", которое в глубине души он переживает как слабое и недостойное, стремиться соединить себя с чем-то внешним. Вторая позиция, возникающая вследствие деструктивной адаптации, позволяет преодолевать субъективное чувство неполноценности, ущербности своего "Я", унижая и покоряя других. В этом случае бегство от свободы выражается в своеобразном создании пространства безопасности для садиста. "Если я унижаю, то я не могу быть унижен. Мой мир останется статичным. Я не признаю свободы для других, иначе мне придется меняться и расти личности вместе с этими другими, принимая все вызовы, которые предлагает мне жизнь с ее свободой". И та, и другая позиция до определенной степени позволяет преодолевать экзистенциальное одиночество, свойственное каждому человеку. Чувство, которое возникает у человека, когда он сталкивается один на один с Бытием — смертью, отчаянием, необходимостью принимать судьбоносное решение. Бегство от одиночества в во внутреннем конфликте садомазохизма лежит либо через отождествлением себя с властью, подобной божественной, либо через поиск всемогущего божества, которое снимает экзистенциальную тревогу. Очевидно, что в этих крайних точках нет никакого пространства свободы.

С точки зрения природы сексуальности, в которой присутствуют агрессия как стремление к обладанию и подчинение как стремление отдаванию себя, садомазохизм также представляет гиперакцентуирование на одном из полюсов с тенценцией нивелирования аспектов любви, нежности, эротизма.

Представляется очевидным, что с точки зрения транзактного анализа Э. Берна садомазохистические отношения являются сценарным вариантом отношений "Жесткий контролирующий Родитель - Зависимый беспомощный Ребенок". В этой игре нет позиции Взрослого (Взрослый имеет выбор и может свободно и адекватно ситуации выбирать ресурсные роли Родителя или Ребенка). В общем случае послание Зависимого Ребенка может звучать как: "Смотри, что я натворил". Со стороны Жесткого Родителя : "Ты никчемный ребенок, но я докажу, что я отличный родитель и буду тебя воспитывать и нести за тяжкое бремя ответственности". В таком случае Ребенка наконец заметили и забота выражается в воспитании через наказание при отстутсвии выражения поддержки и любви.

С точки зрения семейно-системной психологии садомазохистические тенценции во взрослом человеке являются симптомом семейной системы. В наиболее глубоком вариант в таком виде проявляются системные динамики, которые связаны с событями, происходивщими в нескольких поколениях семьи даже в том случае, если эти события не были сугубо внутрисемейными. Они могли касаться насилия относительно кого-то из членов семьи со стороны, войн и несправедливого обращения

Добавить комментарий


Будулай, 33 года

Санкт-Петербург, Россия

Бьёт значит фаза, а все остальное ванильная ересь

Wildcat, 43 года

Москва, Россия

Извините, а какая цель этого поста? Кому интересно, те знают. Выводов нет. Полезной информации для обывателя, не увидела. Какая цель? Показать свои знания?

Ōkami, 27 лет

Москва, Россия

Wildcat, да ладно если бы знания - тут то просто копипаста. Надёргано и склеено.

Wildcat, 43 года

Москва, Россия

Okami. Это я как раз вижу, но цель не понимаю. Столько усилий......